Алексей Булатов Мои услуги Мои Инструменты
Мои Публикации





Блокнот:




Как правильно купить небольшой бизнес

При покупке небольшого бизнеса, по большому счету, необходимо получить ответ на два главных вопроса, насколько доходным на текущий момент является  приобретаемый бизнес в принципе и какова реальная стоимость приобретаемых активов. Зная ответы на эти вопросы, можно спокойно торговаться по цене.

Процесс переговоров обычно начинается с того, что при покупке бизнеса, покупатель узнает цену, по которой человек хочет продать бизнес и причину продажи бизнеса. А дальше нужно попросить покупателя объяснить, из чего складывается эта цена (лучше письменно).  

Дальше идет краткий анализ и по каждой позиции покупатель должен попросить  подтверждающие цифры документы или данные. Даже поверхностный анализ данных/документов позволит сразу кратко провести оценку рисков и сразу, уже в процессе переговоров, поднимать вопрос о дисконте из-за сомнений в цене той или иной позиции (а что если персонал уйдет, а что если арендатор расторгнет договор, а на кого оформлен сайт, а почему Вы не учитывали такие-то расходы, а почему Вы не учитывали, что % постоянных клиентов меньше заявленного, а..... и т.д. и т.п.)

В принципе, если цена покупателя устраивает, то он, конечно, и сразу может согласиться, но с условием, что все цифры придется проверить... А потом уже прессовать по цене, когда будут не стыковки и несоответствия (а они будут обязательно!).

Часто очень сложно бывает проверить доходность компании в принципе (особенно если большую долю составляют наличные операции), поэтому иногда приходиться просто на 2-4 недели посидеть с ключевыми сотрудниками на их рабочих местах и посмотреть, как идут продажи и общение с клиентами. 

Понятно, что также нужно будет дополнительно проанализировать ключевые документы, чтобы понять кто является собственником, как принимаются те или иные решения, какова дебиторская и кредиторская задолженность и как и когда уплачивались налоги. Конечно, важно понимать и что с персоналом, но, как правило, закладываться надо на вариант, когда персонал придется поменять (или он уйдет сам).

Клиенты никогда активом (при покупке бизнеса) не являлись, поэтому только наличие долгосрочных действующих контрактов может хотя как-то повлиять на цену покупки.

Запрашивать более сложные вещи, такие, как стратегия компании, ключевые рынки и клиентские сегменты, нормативные документы, маркетинговые планы и прочие данные, обычно имеет смысл только тогда, когда компания все-таки уже достаточно большая (персонал от 30-50 человек).






Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru